Отцы и детиКак близится 9 Мая, так газету начинают «забивать» военной, ветеранской тематикой. Печально, что зачастую многое делается для галочки, чтобы администрация отчиталась о подготовке к Дню Победы и все такое прочее. Спустили нам список адресов оставшихся в живых ветеранов, нужно чтобы про них всех написали - и все. А насколько там интересно, может ли вообще человек хоть что-то рассказывать - по фигу.
В общем, у меня целыми днями корреспонденты мотаются по интервью, даже я уже на "полевую работу" выхожу. Сегодня ходил к одной бабульке, она на фронте была почтальоном. Не связисткой, а именно почтальоном, всякие документы из штаба передавала.
Днем пожрать не успел, решил прямо на месте перекусить, заодно и бабульке подарок сделать. Купил каких-то печенек, коробку конфет...
Много букв, но не про войнуМне прям за них было стыдно, когда я пришел. Потому что меня ждали за таким столом, который не на каждой свадьбе увидишь. Чуть ли не с жареным седлом барашка. А уж бутеров с икрой до фига было, торт килограмма на три и все такое. Я как-то привык, что все эти старички-ветераны в основном живут бедновато. Тут ситуация другая в корне. У бабульки четыре сына, которых она поднимала в свое время одна (муж погиб рано). Двое из них с семьями за границей, а двое здесь, и вот вокруг бабульки во время интервью бегали оба сына (подсказывая ей, когда она в датах путалась во время рассказа, подносили мне оформленные в бархат и атлас фотоальбомы), жены сыновей как официантки за столом были, а внуки и правнуки сидели на стульях и благоговейно внимали рассказу. И хоть бы кто хоть слово при этом сказал! По-моему, они даже не шелохнулись.
Честно говоря, рассказ бабульки - ничего особенного, впрочем, на статью, конечно, вытащу. Но я описываю все ради другого. Коробку конфет и печенье я бабуле вручил еще при входе. И вдруг она меня начинает расспрашивать, сколько они стоят. Я не понял, в честь чего, но честно ответил, что не помню. Ну и замяли потом разговор. А потом, когда я уже вышел из квартиры, один из сыновей пошел со мной курить и объяснил, в чем фишка.
Я нарочно не упомянул - бабулька эта слепая. Ослепла довольно давно, лет 30 назад. У нее в квартире, кстати, все идеально устроено для слепого человека - везде поручни, никаких острых углов, специально оборудованная мебель. Ей даже мобильник специальный сделали на заказ за границей, те ее дети, которые эмигрировали. Так вот, ее сын мне сказал: а мы сами все продукты маме покупаем и не говорим, сколько они на самом деле стоят, чтобы ее не травмировать. Она по-прежнему живет в масштабах цен, измеряющихся копейками и рублями. Она дает правнукам червонец на мороженое и говорит: «Только не тратьте сразу все, а то горлышко заболит». Их мама считает, что на ее пенсию - 8 тысяч рублей - можно купить машину, а если подкопить, то за три месяца - хорошую машину. А на самом деле, ее пенсии после оплаты коммунальных услуг и жилья хватило бы на 10 маленьких баночек икры, которую она очень любит кушать по вечерам, когда слушает аудиокниги. И ей специально об этом не говорят, чтобы у нее не было моральной травмы.
Я как-то даже онемел от такого. Вот такие дети. Я сразу вспомнил, как ездил в интернат для престарелых брать интервью у ветерана ВОв, которого туда собственные дети привезли, сказав, что он просто едет на месяц в санаторий.
Я просто уверен, что дети этой бабульки в своей старости будут получать точно такие же почет и уважение, какие оказывали своей матери.